Холкина Алла Игоревна                                         учитель истории и обществознания                                                                         МОУ Катуаровская СОШ                                                                                                 п. Некрасовский
Вход на сайт
Учительская
Ученикам
Категории
Ученикам. Материал по истории для 5 класса
Ученикам. Материал по истории для 6 класса
Ученикам. Материал по истории для 7 класса
Ученикам. Материал по истории для 8 класса
Ученикам. Материал по истории для 9 класса
Ученикам. Материал по истории для 10 класса
Ученикам. Материал по истории для 11 класса
Подготовка к контрольной работе
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 402
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История России. Урок 03. Неолитическая революция. Первые скотоводы, Земледельцы, ремесленники

Ученикам. Материал по истории для 6 класса

История России. Урок 03. Неолитическая революция. Первые скотоводы, Земледельцы, ремесленники
08.02.2018, 12:56

Основные вопросы урока:

1. Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла.  

2. Начало распада первобытного общества.

3. Появление первых городов.

 

Основные понятия и термины:

Земледелие  это обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.

Неолитическая революция  — это переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Эксплуатация — это присвоение результатов чужого труда.

Государство — это организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, живущими на одной территории.

Народность — это большая группа людей, живущая на одной территории, говорящая на одном языке и имеющая общую культуру.

Основные даты:

Около 5 — 6 тыс. лет назад на юге России появилось  земледелие.

 

Нужно знать:

Около 5 — 6 тыс. лет назад на юге России появилось  земледелие.

Как появилось  земледелия:

1. Люди заметили, что плоды и семена, попав в землю, всходят.

2. Люди стали собирать и сажать самые крупные семена.

3. Началось освоение земледелия.

Для обработки земли люди придумали специальные орудия труда - мотыги.

Постепенно люди приручали животных.

Таким образом люди перешли от охоты к скотоводству.

Люди перешли от присваивающего хозяйства к происходящему - неолитическая революция.

           В ходе неолитической революции люди научились обжигу глины, стали делать керамическую посуду.

           После появления ткачества одежду стали шить не из шкур, а из ткани.

           Керамика и ткань стали первыми материалами, которые человек научился делать самостоятельно.

 

Разделение племён:

— Племена разделились на земледельческие и скотоводческие —> Это объяснялось природно-климатическими условиями территорий, на которых они проживали.

        На севере европейской части России и в Сибири, где было много лесов, люди продолжали заниматься собирательством, охотой и рыболовством.

Племена скотоводов жили в степях.

Земледельцы расселялись в лесостепи.

           Земледельцы стали создавать долговременные поселения, которые позже превратились в города.

Развитие ремесел. Изготовление различных предметов обихода требовало специальных навыков:

1. Кузнецы делали орудия труда.

2. Гончары изготавливали посуду.

3. Ткачи делали ткани.

Таких людей называли ремесленниками.

 

В период неолитической революции произошли изменения в организации жизни людей.

В племенах появились вожди и старейшины

Старейшинами становились те, кто пользовался уважением среди соплеменников.

Задачи старейшины были:

1. Руководство совместной работой.

2. Контроль обмена продуктами труда с другими племенами.

3. Исполнение религиозных обрядов.

4. Руководство военными походами.

 

Появление неравенства:

В племенах появлялись излишки   —>     Старейшины отличались от соплеменников запасами, которые они накапливали   —>  Эти богатства передавались по наследству    —>    Постепенно исчезало равенство между людьми   —>   Люди в племени разделились на знатных и простых общинников —>   Возникло социальное неравенство.

 

Отношения между племенами:

1. Накопление богатств у одного племени.

2. Недовольство другого племени и желание отобрать богатства.

3. Начало военных столкновений.

              Людей, которых брали в плен, превращали в рабов, а их владельцами становилась знать.


Развитие общины:

Некоторые семьи начали самостоятельно вести хозяйство —>  Постепенно ослабевали кровные узы  —>  Семьи покидали своё племя и переходили в другое   —>  Родовая община сменилась соседской (территориальной). 

Людей теперь объединяло не родство, а проживание на одной территории.

Несколько соседских общин могли быть объединены под властью одного вождя.  В таком объединение   

сохранялось социальное неравенство и более высокое положение занимали близкие родственники вождя.

Появилось государство.

Признаки государства:

1. Взаимоотношения между людьми регулируются на основе законов.

2. Охраняются государственные земли.

3. Регулируются отношения с другими государствами.

 

Чем больше росли территории, на которых проживали люди, тем меньше они чувствовали себя родичами или соплеменниками.


Самый первый из городов на территории России возник примерно тогда, когда в Древнем Египте возводились пирамиды.

Аркаим уникален, до сих пор на Земле не обнаружены подобные поселения.

Все города представляли собой единый комплекс помещений.с

Здесь нашли самую древнюю колесницу.

В городах была проведена ливневая система.

 

Итоги того, что вы узнали на уроке:

1.  Во время неолитической революции люди совершили переход от присваивающего

к производящему хозяйству.

2. Происходило постепенное разложение родовой общины.

3. В результате распада первобытно-общинного строя возникли государства и народности.

4. На Южном Урале существовали укреплённые поселения, известные как «Страна городов».

 

Дополнительный материал

Таблица «Основные достижения и открытия человечества в эпоху первобытности»:

ПЕРИОД

ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ

ИТОГИ, ЗНАЧЕНИЕ

Палеолит

Использование и поддержание огня.

Охота и собирательство.

Коллективные приёмы загона животных.

Освоение пещер, заслоны и навесы.

Возникновение зачатков родовой общины.

Распространение примитивных религиозных представлений (культы зверя, плодородия, погребений). Появление искусства как особой сферы общественного сознания и деятельности человека.

Выживание в суровых условиях. Население Земли — 2 млн. Труд способствовал активному развитию человеческого мозга и рук, речи и мышления, происходило сплочение членов прообщины.

Закрепляя в образах искусства свой трудовой, жизненный опыт, человек расширял представления о действительности.

Искусство способствовало укреплению связей между людьми

Мезолит

Умение добывать огонь.

Лук и стрелы, лодка, сеть, составные орудия труда, иглы. Приручение животных.

Распространение охоты на мелкую дичь, морского зверя. Расселение на север.

Присваивающий тип хозяйства — добыча и освоение готового.

Население Земли — около 10 млн.

Климат сменился современным, что сделало возможным заселение всей Европы, Южной Сибири.

Обмен опытом, навыками, единые племенные языки.

Неолит

Освоение всех известных ныне земледельческих культур, одомашнивание важнейших видов животных. Ремесло: керамика, прядение, ткачество.

Оседлые поселения. Кочевники (степь).

Зачатки знаний по астрономии, агрономии, медицине и др. Изобретение колеса.

Простой колёсный и водный транспорт.

Объединение членов рода в племена (по территории, культам, родству).

Единые корни многих современных народов.

Переход к производящему хозяйству (неолитическая революция).

Население Земли увеличилось — ок. 160 млн чел.

Век металлов

Отделение ремесла от земледелия.

Прочные орудия труда.

Соседские (территориальные) общины. Союзы племён. Законы.

Образование языковых групп индоевропейской семьи, народов (этносов).

Повышение эффективности орудий труда из металлов (медь, бронза, железо).

Второе разделение труда.

Развитие сообществ людей.

Появление имущественного, социального неравенства. Разложение родового строя.

Зарождение эксплуатации. Появление общих обязательных норм поведения. Предпосылки образования государств.

Совершенствование орудий труда и изменение родовых отношений людей, поселившихся на территории нашей страны, имели те же этапы и особенности, что и в других районах мира.

 

                     Многочисленные нововведения в разных сферах жизни первобытного общества английский учёный Г. Чайльд метко назвал неолитической революцией. Суть её в переходе от присваивающего хозяйства, при котором осваивались готовые природные ресурсы в их натуральном виде (собирательство, охота), использовались природные материалы для изготовления одежды, жилищ, орудий труда, к производящему (земледелие, скотоводство). Человек переходил к оседлому образу жизни, научился выращивать скот, изготавливать керамику, ткать, начал выплавлять первый металл (самородную медь, золото, затем бронзу как сплав меди и олова), приручил лошадь. Постоянная угроза голодной смерти миновала. Появились земледельческие поселения вместо стоянок, в железном веке — укреплённые. Возникали новые крупные объединения — племена. Они быстро расселились по всей лесной зоне до Балтийского и Охотского морей, освоили степные просторы от Монголии до Дуная и тундру, достигнув кромки. Северного Ледовитого океана. Культурные и социальные сдвиги, произошедшие в ходе неолитической революции, дали толчок к разложению родового строя. В степях Украины, на юге Сибири жили земледельцы. В степной зоне от среднего Днепра до Алтая преобладало скотоводство, формировались первые цивилизации кочевников. Произошло первое общественное разделение труда — выделение скотоводческих племён. Обмен между племенами разрушал замкнутость неолитической общины. Применение металлов привело ко второму крупному общественному разделению труда — отделению ремесленной деятельности (кузнечество, ткачество, гончарство) от земледелия. С распространением более твёрдого и удобного для производства железа существенно изменились условия жизни людей. Играя ведущую роль в производстве, мужчина стремился занять господствующее место в семье и обществе. Улучшение обработки земли, дерева, использование нового оружия способствовали появлению регулярного прибавочного продукта, некоторых излишков. Обмен приобретал постоянный характер, часть продуктов начала производиться непосредственно для обмена. Необходимость в совместной деятельности сородичей становилась всё меньше. Общая собственность рода и общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовые связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Возникали условия для развития имущественного неравенства внутри рода, хотя родовые обычаи затрудняли этот процесс, а родовые связи ещё тесно переплетались с вытесняющими их соседскими.

Категория: Ученикам. Материал по истории для 6 класса | Добавил: Allaholkina | Теги: История России 6 класс
Просмотров: 135 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Рейтинг сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Поиск
День в истории
С праздником!
Календарь праздников
Переводчик
Друзья сайта

Видеоуроки, тесты, конспекты и презентации для учителяМультиурок - проект для
 учителей


Холкина А.И. © 2019
Некоторые материалы заимствованы из сети Интернет, поэтому не претендую на авторство всех используемых ресурсов.